Многие отечественные fashion-эксперты утверждают, что одежда, произведенная в России, по качеству и стилю уже способна составить конкуренцию лучшим образцам европейского, американского и японского дизайна. В 21-м столетии заявили о себе молодые и не очень российские дизайнеры, продукция которых вполне может быть востребована самыми требовательными потребителями. Как же чувствуют себя российские марки на иностранных рынках?
Статистика от «Экспортеров России»
На информационном портале rusexporter.ru приводится статистика за 2013-2014 гг. Российский экспорт одежды и аксессуаров к ней составил всего лишь 0,09% общемирового. Продукция в основном была востребована потребителями Казахстана – 44%, и Белоруссии – 25%. Только 9% пришлось на долю Великобритании и еще меньше, по 2%, на Испанию и Италию.
В женской группе экспорта 29% заняла классика «платья-костюмы», «юбки-брюки» и 17% – верхняя одежда. В мужской группе аналогичные показатели составили 15% и 14%. В прочих категориях показатели экспорта оказались еще более печальными – от 1,5% до 7,9%.
Как организовано присутствие отечественных брендов за границей?
- Франчайзинг позволяет организовать розничную продажу, заручившись поддержкой резидентной компании-дистрибьютора. Такой проект является достаточно затратным и доступен только крупной сети, имеющей громкое «продающее» имя.
- Средние и мелкие бренды могут использовать возможности оптовых шоу-румов. Заявить о себе таким способом можно и без помощи местных компаний.
- Дешевле всего обойдется организация розничных продаж в более-менее популярном мультибрендовом бутике. Но «расплатой» за финансовую доступность станет минимум выделенной торговой площади, на которой прибыльную торговлю организовать очень сложно.
В любом случае, без солидных инвестиций не обойтись. Направления вложений могут быть разными: качество тканей и пошива, уникальный дизайн продукции, узнаваемость бренда и пр. Кто же достиг успеха на этом пути?
Первопроходцы: российские бренды, узнаваемые на Западе
- Одним из самых успешных тандемов стало сотрудничество Gosha Rubchinskiy с японской маркой Comme des Garçons, а также с Camper и Vans. Теперь его одежда в основном расходится на западе – в частности, из Dover Street Market.
- Из мультибрендового Colette (Париж) «уходила» одежда от Vika Gazinskaya и Denis Simachev.
- Продукция ODRI и Кати Добряковой экспонировалась в оптовых шоу-румах Tutti Frutti (Милан) и MC2 (Париж), но информацию о продажах эти марки, по каким-то причинам, не разглашали.
- Одежда Ulyana Sergeenko успешно продается в онлайне и на выездных шоу-румах.
- Бутик Trempel (Гамбург) сотрудничает с Victoria Andreyanova. А с прошлого года бренд посезонно принимает участие и в парижской Tranoi Woman Show.
Российский fashion: взгляд со стороны
Немецкий портал Highsnobiety предложил соотечественникам, увлеченным современными fashion-трендами, свой рейтинг знаковой одежды из России. И возглавил его тот же Gosha Rubchinskiy, коллекции которого отшиваются в Comme des Garcons.
Помимо него в топ-10 вошли бренды, в основном представляющие качественную одежду категории streetwear: «Спутник 1985» и российско-американская марка ZIQ & YONI; Anteater, начавший с футболок и создавший дизайн Sea & Sand для кроссовок Saucony Jazz Original, и Tigran Avetisyan. Особо отмечена марка Alexandre Plokhov финансово успешного российского дизайнера, делающего ставку на «мрачную» брутальность и элегантность. К сожалению, большинство этих брендов широкой популярностью на российском fashion-рынке не пользуется.