В первом квартале 2015 года продажи одежды в РФ по сравнению с аналогичным кварталом 2014 года сократились на 42% в натуральном выражении и на 19% в денежном — до 523,4 трлн руб., по данным аналитиков Y-Consulting. «Бывает идеальный шторм, а бывает идеальный штиль, как сейчас: нет никаких событий, которые улучшили бы настроения потребителей», — сообщает генеральный директор Y-Сonsulting Дарья Ядерная.
Больше всех падение задело недорогие бренды, говорит Ядерная: «Многие из таких компаний потеряли до 60% продаж по итогам января — марта». Они закупили коллекции, когда курсы евро и доллара были на максимумах к рублю, а работая с минимальной рентабельностью, они не могут существенно снижать розничные цены, поясняет эксперт.
Хоть рубль и стабилизировался в Апреле, но спрос не увеличился: в этом месяце продажи одежды и обуви, по данным Y-Consulting, рухнули на 53% в штуках, в деньгах рынок упал на 21% до 142 млрд руб. В апреле закончился сезон распродаж, поддерживавший продажи I квартала, а холодная погода не позволила полностью продать весеннюю коллекцию — сезон оказался провален, поясняет Ядерная.
Кризис
Выручка упала как у отечественных, так и у зарубежных ритейлеров. Доходы Adidas одного из крупнейших продавцов спортивных товаров в РФ за I квартал 2015 г. упали на 34% до 162 млн евро, а валовая прибыль — до 83 млн евро (-44,4%). Доходы Marks & Spencer на зарубежных рынках (к ним относится и Россия) сократилась на 3,8% без учета валютного эффекта за 13 недель, закончившихся 28 марта. Франчайзи Marks & Spencer в России пострадал от экономической ситуации, сказано в отчете британского ритейлера. Падение продаж в I квартале и в апреле было, но не такое сильное, как в среднем по рынку, констатирует представитель Sela Юлия Зефирова.
Что касается BNS Group (управляет российскими сетями Calvin Klein, Armani Jeans, Michael Kors, TopShop, Mexx и др.) продажи в деньгах остались на уровне прошлого года, но в штуках есть снижение — в среднем на 10−15%, говорит гендиректор компании Денис Богатырев. В более массовых марках падение доходило до 40%, говорит он. По его словам, рост обоих показателей наблюдается у брендов премиального сегмента, например Michael Kors.
Магазины закрываются
Продавцы одежды и обуви сокращают издержки, закрывая магазины и уменьшая зарплаты, говорит Ядерная из Y-Сonsulting. Многие ритейлеры отправили сотрудников в неоплаченные отпуска с 1 по 10 мая, добавляет она, не называя конкретных имен. «Мы сокращаем расходы, в первую очередь это аренда и персонал, — подтверждает тенденцию Богатырев из BNS Group, оговариваясь: — Для сокращения персонала есть пределы, а работа с арендой требует времени — по договору необходимо предупредить арендодателя за 3−6 месяцев».
После таких результатов апреля стоит ждать закрытия осенью многих ритейлеров. Например, Adidas в 2015 году будет закрывать 200 российских магазинов из-за ухудшения экономики России. Его конкурент Puma, сократившая в I квартале выручку из-за развивающихся стран и России в том числе, заявила о повышении в России на 10% оптовых цен и на 25% — розничных. Повтороное увеличение цен стоит ждать во втором полугодии.
Другие ритейлеры, например Sela и Mango, напротив, пытаются удержать оборот, снижая маржу. Покупатель сегодня не готов платить за текущие коллекции полную цену, говорит Зефирова из Sela. Испанская сеть Mango (154 магазина в России) в апреле объявила о снижении розничных цен на 20%.
Когда ждать роста?
Ритейлеры рассчитывают на рост продаж летом, в преддверии сезона отпусков, и осенью, с началом нового сезона деловой активности, рассуждает Ядерная. Во втором полугодии рынок должен начать восстанавливаться — люди не могут так долго не покупать, уверена она. Кроме того, по ее словам, осенняя коллекция будет оплачена по текущим валютным курсам и будет дешевле весенней, «чего почти никогда не бывает». Курс рубля стабилизировался, соглашается с ней представитель Sela, на рынке появились возможности: в ближайшие три месяца компания откроет вдвое больше точек, чем планировала, — 10 точек. Открывать новые магазины в России планирует также BNS Group и японская Uniqlo, говорят представители этих компаний.
Если оценивать итоги 2015 года, то продажи одежды и обуви в РФ уменьшились на 25-30%, а в денежном выражении его будет ожидать повышение на 3-4%, что соответствует примерно до 3,21-3,22 трлн рублей, по данным Y-Сonsulting.