В отличие от других европейских столиц, в Москве открытие торгцентров после двухмесячного закрытия из-за пандемии COVID-19 пока не вызвало потребительского ажиотажа. Спрос сдерживают сохраняющиеся ограничения на передвижения и пессимизм потребителей в отношении будущего роста доходов. На этом фоне трафик, восстановившийся в некоторых торгцентрах в первый день открытия, носит скорее экскурсионный характе, пишет "Ъ".
Как пояснил вице-мэр столицы Владимир Ефимов, 1 июня суммарно возобновили работу 47 тыс. магазинов и 9 тыс. компаний, работающих в сфере бытового обслуживания, а на работу вернулись 305 тыс. сотрудников, занятых в розничной торговле.
Аналитики предполагают, что за два минувших месяца ограничений в работе российские торгцентры могли совокупно потерять до половины арендных платежей, или более 30 млрд руб.
При этом общий объем качественной торговой недвижимости в стране составляет 24 млн кв. м.
Руководитель департамента исследований Cushman & Wakefield Татьяна Дивина отмечает, что формально в Москве в апреле—мае и так работали 80–90 проц торгцентров: это объекты, где оставались открытыми продовольственные супермаркеты и зоомагазины, аптеки, салоны связи, банки, работающие на вынос заведения общепита. Но Shopping Index сохранялся на уровне 25–30 проц от значений за тот же период прошлого года. ( Shopping Index отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м) Сейчас, по словам Дивиной, речь идет скорее о расконсервации дополнительных зон в объектах. На этом фоне, по мнению эксперта, в первую неделю работы посещаемость объектов будет составлять лишь 50 проц от докризисных значений, а после снятия ограничений на перемещения по городу вырастет до 60–70 проц.
Также аналитики ждут, что в июне трафик будет на уровне 50–70 проц от докризисных показателей. О полноценном восстановлении можно говорить лишь после открытия фитнес-клубов, салонов красоты, развлекательных зон, кинотеатров и фудкортов.
Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева объясняет, что такая динамика в целом соответствует европейской, где посещаемость устанавливается на уровне 40–70 проц от докризисных значений. Однако в первые дни открытия торгцентров в Европе трафик оказался очень высоким из-за отложенного спроса.
В московских торгцентрах покупателей еще меньше, чем посетителей
Московские объекты скачка не заметили. Ритейлеры начали работать, но продаж пока фактически нет, говорит управляющий партнер RedStone Индира Шафикова. Эксперт связывает низкую активность покупателей с продолжающим действовать в Москве пропускным режимом. «Ситуация парадоксальная: в Подмосковье, где пропуска отменили, все объекты закрыты, в то же время в Москве, где передвижения ограничены, все работает»,— рассуждает она. Трафик пока носит скорее экскурсионный характер, добавляет управляющий партнер «Ванчугов и партнеры» Алексей Ванчугов. «Из-за потребительской неуверенности люди пока не готовы делать необязательные покупки»,— считает он.
Ритейлеры настроены более позитивно. Так, в Leroy Merlin заявили, что 1 июня с открытием всех магазинов их трафик вырос вдвое по сравнению со значениями мая, когда работу продолжали только несколько центров. В OBI также отмечают заметный рост потока покупателей, указывая, что многие клиенты соскучились по традиционному шопингу. Кроме того, часть популярных магазинов просто еще не работает: так, IKEA планирует запустить только две точки и не раньше 3 июня, в этот же день обещает открыть магазины Uniqlo.
Роста потока стоит ждать лишь после возвращения возможности свободно передвигаться по городу. Торгцентры продолжают нести убытки: им пришлось не только пойти на значительные уступки арендаторам, но и в среднем на 10% увеличить затраты на клининг из-за новых санитарных требований.
Эксперты полагают, что по итогам кризиса не откроются минимум 5 проц магазинов в торговых центрах, чаще всего сложности возникают у небольших компаний.
Крупные федеральные сети пока просто откладывают открытия своих точек продаж, опасаясь дальнейших ограничений на работу торгцентров.
Управляющий директор «Миэль» Александр Москватов соглашается, что двухмесячная остановка работы существенно сократила доходы владельцев, которые идут на оплату аренды и зарплаты сотрудников, это неминуемо привело к закрытию части торговых точек, в некоторых случаях потребовалась ликвидация бизнеса. «Открытие офлайн-магазинов увеличит выручку, но не окажет моментального волшебного действия на рост прибыли»,— заключает он.