В 1989 году долю производителя спортивной продукции Adidas приобрел бизнесмен Бернар Тапи, не отличающийся безупречной репутацией. В этот нелегкий для бренда период производство было перенесено в Азию, чтобы оптимизировать основную расходную статью – оплату труда рабочих. В конце 20-го столетия большинство регионов Малайзии, Вьетнама и Китая пребывало в нищете, поэтому постепенно количество рабочих мест, созданных там немецким брендом, достигло одного миллиона.
Sweat factory – темное прошлое европейских брендов
В свое время Adidas наряду с другими брендами, использующими труд азиатских рабочих, подвергался жесткой критике. Из-за нечеловеческих условий труда такие фабрики в европейской прессе даже получили название sweat factory – «потофабрики». Справедливости ради, необходимо отметить, что формально вину за это несут подрядчики, организовывавшие работу фабрик на местах. Недобросовестные предприниматели не только оплачивали ручной труд по минимальным ставкам, но и обманывали работников при подписании трудовых контрактов. Вместо статуса постоянных рабочих им присваивался статус временных, что значительно занижало размер социальных выплат.
Сегодня ситуация уже улучшилась. Сотрудники sweat factory научились отстаивать свои права, добившись и увеличения зарплат, и подтверждения социальных гарантий. Но, тем не менее, вскоре многие из миллиона работающих на Adidas могут лишиться рабочего места. От кроссовок, сшитых вручную, бренд переходит к продукции, выпуском которой займутся роботы.
Speedfactory – цифровые технологии Adidas Group
Экономисты, в последние годы пугающие население Земли исчезновением большинства профессий, связанных с ручным трудом, оказались правы. Производство наиболее популярных брендов ТНП все больше автоматизируется. Рабочие места людей заменяются роботизированными сборочными линиями. Так, Adidas Group работает над реализацией программы Speedfactory, основанной на переходе к автоматизированному, децентрализованному процессу производства спортивных товаров.
Пилотным проектом программы стало открытие инновационной фабрики на родине Adidas, в Германии. Первая роботизированная Speedfactory запущена в баварском городке Ансбах. Она будет изготавливать кроссовки (первые 500 пар ожидаются к концу года) и, возможно, футболки по спецзаказу национальной сборной по футболу. Автоматизированное производство позволяет оперативно вносить изменения в технологический цикл и подстраивать модель под требования конкретного заказчика. Кроме того, на Speedfactory значительно уменьшены выбросы вредных газов в атмосферу и минимизировано применение адгезивных материалов. В ближайших планах бренда – запуск новых Speedfactory в США и странах ЕС.